История
Спасо-Гребневский приход. Храм Спаса Нерукотворного Образа. Возрождающаяся из пепла Церковь Иконы Гребневской Божией Матери на Клязьме. Великая сила несгораемой Святой Иконы Гребневской Божией Матери.
Спасо-Гребневский приход – место удивительное, намоленное, светлое, наполненное чистотой помыслов. Все пространство вокруг него словно пронизано светом веры. А неповторимый по красоте православный комплекс с главенством двух церквей чарует глаз и проливает бальзам на душу. Многие годы приход славился своими удивительными церквями – Иконы Гребневской Божией Матери и Спаса Нерукотворного Образа.
К сожалению, пожар 2007 года лишил нас радости лицезреть старинную Гребневскую Церковь на Клязьме. Более 100 лет она радовала сердца прихожан и глаза случайных прохожих своим легким силуэтом, возносящим вверх соборный купол. Построенная в 1902 году, церковь отличалась уникальной архитектурой, простотой и изяществом, и казалось, что ее деревянные стены впитали в себя тепло солнца, запах пряных трав, свежесть ветров. Пережившая сложные времена лихолетья, она неожиданно сгорела в начале грядущего столетья (по одной из официальных версий, от рук сектантов). И окружающее ее пространство словно осиротело. Однако роковой пожар явил миру истинное чудо. Среди огня уцелела Икона Гребневской Богоматери.
Гребневская икона Божией Матери известна со времен великого русского князя Дмитрия Донского. По преданию, ее вручили князю Дмитрию жители древнего городка Гребня в благодарность за ратный подвиг — после победы над Мамаем в 1380 году. Князь принял великую святыню – икону с почтением и благодарностью. И с тех пор икона, созданная неизвестным иконописцем, стала именоваться Гребневской.
Многие десятилетия прихожане обращались к ней с молитвами в горе и радости. Поклониться святыне в храм на Клязьме приходили и многочисленные паломники. Икона дарила мир их душам, помогала обрести утраченные надежды.
Почитание чудотворного образа отражено еще в Никоновской летописи. Во второй половине XVI в. Гребневская икона обрела в Москве широкую известность. А вскоре ее стали называть чудотворной. Так, великая сила иконы помогла русским войскам отстоять Москву при нападении поляков.
Ни один пожар не мог тронуть ее. При пожаре 1617 г., когда икону не успели вынести из храма, потрясенные до глубины души прихожане вскоре увидели ее стоящей на воздухе, а затем в церкви в своем киоте.
Величие Иконы Гребневской Божией Матери подтвердилось и при последнем пожаре. Сила его была столь велика, что даже металл превращался в бесформенную массу. Но беспощадный огонь, опаливший края иконы, не смог коснуться ликов Богородицы и младенца ее Иисуса Христа. Они светлы даже под вуалью копоти. Сейчас временно святая икона обрела пристанище в Спасской церкви – вместе они представляют православный центр, в котором до пожара Церковь Иконы Гребневской Божией Матери считалась летней. Возрождающаяся из пепла церковь будет каменной, но ее облик сохранит непередаваемость деревянного зодчества.
Для многочисленных почитателей святого места это благая весть.
Церковь Иконы Гребневской Божией Матери была воздвигнута на этом благодатном месте в начале ХХ века. Десятью годами позже, в 1912 году, рядом с ней выросла другая величественная церковь, которая по сей день радует не только сердца прихожан, но и всех, кто волею случая, оказался в этих местах. Воздвигнутая в честь 300-летия династии Романовых, она известна как Церковь Спаса Нерукотворного, освящена как Спасская.
Нерукотворный образ Спасителя, воссозданный позднее в святых иконах (по некоторым сведениям на Руси они появились уже в IX веке), столетиями вызывал почитание и поклонение со стороны верующих. Он неразрывно связан с именем Христа, претерпевшего жестокие муки на кресте для спасения рода людского.
Божественно воплощенное отражение Спасителя стало общехристианской реликвией. По христианской традиции к Спасителю Иисусу Христу перед Его Нерукотворным образом обращаются с молитвами об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.
Величественный храм выстроен по византийским канонам. Фронтон, украшенный великолепными мозаичными фресками, поражает свежестью и чистотой красок. Белоснежный шатровый купол увенчан шлемовидной главной, вознесший в небо строгий православный крест.
Церковь удивительно светла. Сквозь высокие стрельчатые окна в нее льется небесная благодать, высветляя лица прихожан, наполняя их еще большей одухотворенностью.
Многочисленная паства приходит в храм как на праздник. И Спаситель дарит ей радость, утешает в горестях, воскрешает надежды, дает душевное спокойствие.
Люди тянулись к древней церкви даже тогда, когда наша страна была пронизана духом атеизма. И тогда священнослужители могли найти для них верные слова, проявить искренне участие к их судьбам, уберечь от грешных помыслов, принять раскаяние и направить на путь созидания.
Настоятель Спасо-Гребневского прихода – игумен Сергий (Амуницин).
Паства относится к своему батюшке с большим почтением.
Отец Сергий в меру строг и безмерно мудр, умен и чуток, умеет чувствовать чужую боль и готов помогать страждущим молитвой ежедневно, еженощно, ежечасно.
Прихожане искренне считают, что такого батюшку им ниспослал сам Господь. Каждая его проповедь – как откровение на слово Божие, как живительный бальзам на страдающие души.
Отец Сергий умеет находить для каждого самые верные и нужные слова. А потому в храме никогда не бывает пусто. Люди идут в храм со своими радостями и горестями и находят там духовное утешение. Сердца их ликуют и обретают душевный покой.
|